Инструкция по эксплуатации ДЭС

Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу

Бесперебойная подача электроэнергии дизельной электростанцией будет обеспечена только при исправной слаженной работе всех составляющих узлов и систем станции. Для обеспечения правильной работы ДЭС, к ее обслуживанию должны быть допущены только подготовленные специалисты.
Обслуживающий персонал проходит проверку полноты усвоения правил техники безопасности и пожарной безопасности при работе на ДЭС, изучает инструкции по эксплуатации дизельной электростанции и другую необходимую техническую документацию, а также правила оказания первой медицинской помощи. Каждый работник должен пройти стажировку на рабочем месте под руководством опытного наставника.

Стажировка должна длиться не менее двух недель. На рабочем месте персонал должен детально ознакомиться с расположением узлов и блоков станции, а также органов управления. Изучаются основные режимы работы ДЭС. В дальнейшем с целью обеспечения безопасности при обслуживании станции, обслуживающий персонал периодически проходить проверку знаний по технике безопасности, а также правил эксплуатации ДЭС.

Специалисты по обслуживанию станции должны четко знать схему ДЭС, порядок работы и конструктивные особенности каждого узла (блока) дизельной электростанции. Только после выполнения всех требований, работники могут быть допущенными до самостоятельной эксплуатации станции.

Обслуживающий персонал станции обеспечивается необходимой спецодеждой, а также средствами индивидуальной защиты. В обязательном порядке возле каждой ДЭС должна быть в наличии медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи. Все опасные доступы до агрегатов ДЭС должны быть ограждены и обозначены специальными знаками, проходы содержатся свободными, не заваленными другими предметами.

Подготовка ДЭС к работе

Инструкция по эксплуатации ДЭС предписывает, что непосредственно перед началом работы все узлы и агрегаты станции должны быть в обязательном порядке тщательно осмотрены. С помощью прибора мегаомметра проверяется сопротивление изоляции. Значение сопротивления должно быть не меньше 0,5 мОм (при включенных выключателях). При несоответствии значения сопротивления нормированному значению, нужно очистить от пыли, протереть и просушить изоляцию.

Топливный бак должен быть полностью заправлен, а кран топливного бака должен быть в положении «открыто». Заправленный полностью топливный бак обеспечит автономную непрерывную работу станции на протяжении  четырех часов. Необходимо убедиться, что в топливную систему не попал воздух. Заправить охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверить, чтобы не было течи с системы охлаждения, топливной системы и системы смазки. При необходимости подтянуть соответствующие гайки и хомуты.

Необходимо проверить также исправность системы зажигания и степень заряда аккумуляторной батареи. Пуск двигателя с разряженной более чем на 50% батареей не допускается. Все переключатели (тумблеры) на панели управления должны быть выставленными в исходные положения, определенными в инструкции по эксплуатации.

Только после выполнения вышеизложенных пунктов дизельная электростанция считается подготовленной к пуску и дальнейшей работе.

Проведение запуска ДЭС

Запуск и остановку дизельной электростанции  можно проводить в ручном, автоматическом или дистанционном режиме.

Ручной запуск станции осуществляется со штатного щитка управления дизельным двигателем. После запуска, двигатель согласно инструкции по эксплуатации, прогревают на холостом ходу, доводя постепенно частоту вращения двигателя до максимального значения. После возбуждения генератора, изменяя частоту вращения двигателя, выставляется частота тока в 50 Герц. По вольтметру в ручном режиме выставляется номинальное требуемое напряжение.

Дистанционный запуск дизельной электростанции осуществляется с пульта дистанционного управления.

Автоматический пуск ДЭС производится по сигналу автоматики в случае изменения показателей контрольных параметров без вмешательства инженерного состава. Операции по запуску и остановке двигателя  производятся в установленной технологической последовательности схемой ДЭС. При нормальном запуске загорается сигнальная лампочка. При возникновении аварийного режима срабатывает аварийная сигнализация и ДЭС автоматически останавливается. Следующий запуск электростанции разрешается проводить только после устранения неисправности, повлекшей аварийное отключение станции.

Непосредственно перед пуском дизельной электростанции проверяется герметичность механизма работы воздушной заслонки и плотность соединения воздухоочистителя.

Обеспечение бесперебойной работы ДЭС.

Для бесперебойной работы станции нужно контролировать ее состояние за показаниями встроенных приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла, охлаждающей жидкости и пр.). Топливные баки необходимо вовремя пополнять топливом.

Особое внимание во время контроля над работой дизельной электростанции необходимо обращать на наличие шумов (стуков) в двигателе. Периодически нужно осуществлять регулировку частоты вращения двигателя (если отсутствует автоматика).

Контролю подлежат и подшипники (на шум и температуру). Температура подшипников, которая контролируется термометром или, в крайнем случае, на ощупь,  не должна быть больше 80 градусов. Исправный подшипник выдает ровный гул. Если имеет место дефекты подшипников, то будут прослушиваться стуки и удары. В этом случае неисправные узлы подлежат немедленной замене.

Величина вибрации генератора измеряется виброметром и не должна превышать значение, приведенное в инструкции по эксплуатации дизельной электростанции. При превышении уровня допустимой вибрации, проводятся регулировочные работы.

Выполнение всех контрольных операций, обеспечивает продолжительную бесперебойную работу ДЭС.